РОССИЯ, ТРУД, НАРОДОВЛАСТИЕ, СОЦИАЛИЗМ !!!


    Главная страница
    Бюро обкома КПРФ
    Фракция КПРФ
    Статьи
    Персоналии
    Газета "Искра"
    Библиотека
    Музыка
    Комсомол




Подписаться на новости:

Рейтинг@Mail.ru

Rambler's Top100



Контакты:

тел.8 (4012) 93-06-68

Калининградское областное отделение КПРФ
236000, г. Калининград, улица Кирова, 14





Информационный центр

Память
БЫЛИ ПРОРОКИ В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

16.10.2015

Четверть века прошло со времени контрреволюционного переворота в нашей стране. Его адепты уверяли, что возвращают Россию на «столбовую дорогу цивилизации», что только частная собственность гарантирует прогрессивное развитие общества. И что же? Глубокое падение практически по всем основным экономическим и социальным показателям. А ведь знала наша история и другие годы…

На октябрьском пленуме ЦК ВКП (б) 1928 года был рассмотрен проект первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Программу индустриализации страны, представлявшую собой комплекс тщательно продуманных и реальных задач, одобрили делегаты XVI конференции ВКП(б) в апреле следующего года и окончательно утвердил V Съезд Советов СССР в мае 1929-го.

Пятилетний план дал основания для проведения государством целого ряда кардинальных мер экономического, политического, организационного и идеологического характера. Стране предстояло развернуть строительство новых отраслей промышленности, увеличить производство всех видов продукции и приступить к выпуску новой техники.

«Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – отмечал Иосиф Сталин.

Партийное руководство прежде всего обеспечило мобилизацию населения в поддержку индустриализации. Миллионы людей самоотверженно строили сотни заводов и электростанций, прокладывали железные дороги и линии метрополитена. Им зачастую приходилось работать в три смены. В 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов. Среди них – такие гиганты, как Днепрогэс, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке и Норильске, Уралмаш, тракторные заводы в Волгограде, Челябинске и Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС (современный ЗИЛ) и другие предприятия. В 1935 году открылась первая очередь столичного метро.

Большое внимание уделялось и индустриализации сельского хозяйства. Благодаря появлению отечественного тракторостроения в 1932 году СССР отказался от импорта тракторов, а в 1934-м Кировский завод в Ленинграде приступил к выпуску пропашного трактора «Универсал», который стал первым отечественным трактором, экспортируемым за границу. За десять предвоенных лет было выпущено около 700 тысяч тракторов, что составило 40% их мирового производства.

Чтобы обеспечить подготовку необходимых кадров, в срочном порядке создавалась отечественная система высшего технического образования. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, а в городах – обязательное семилетнее.

В 1930 году, выступая на XVI съезде ВКП(б), Сталин призвал увеличить задания пятилетки, отмечая, что по целому ряду показателей план может быть перевыполнен.

С целью повышения стимулов к работе, оплату труда стали сильнее привязывать к его производительности. Активно развивались центры по разработке и внедрению принципов научной организации труда. Одно из крупнейших образований такого рода, Центральный институт труда, создал в разных уголках страны около 1700 учебных пунктов с 2 тысячами квалифицированнейших инструкторов. Они действовали во всех ведущих отраслях народного хозяйства: в машиностроении, металлургии, строительстве, легкой и лесной промышленности, на железных дорогах и автотранспорте, в сельском хозяйстве и даже в военно-морском флоте.

В 1935 году возникло движение стахановцев, названное так в честь забойщика шахты Алексея Стаханова, который, согласно официальной информации того времени, в ночь с 30 на 31 августа выполнил за смену 14,5 нормы.

В 1933 году на объединённом пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) Сталин отметил, что по итогам первой пятилетки предметов широкого потребления произведено меньше, чем нужно, но политика отодвигания на задний план задач индустриализации привела бы к серьёзным потерям. У нас не было бы тракторной и автомобильной промышленности, металла для производства машин. Страна сидела бы без хлеба. Капиталистические элементы в стране неимоверно повысили бы шансы на реставрацию капитализма. Наше положение стало бы аналогичным положению Китая, который тогда не имел своей тяжёлой и военной промышленности и оказался объектом агрессии. Мы бы имели с другими странами не пакты о ненападении, а военную интервенцию и войну. Войну опасную и смертельную, войну кровавую и неравную, ибо в этой войне мы были бы почти что безоружны перед врагами, имеющими в своём распоряжении современные средства нападения.

Первая пятилетка была связана со стремительной урбанизацией. Городская рабочая сила увеличилась на 12,5 миллионов человек, из которых 8,5 миллионов были мигрантами из сельской местности.

Из-за границы были приглашены инженеры. Многие известные компании – такие, как, скажем, «Сименс-Шукерверке АГ» и «Дженерал электрик» – привлекались к работам и осуществляли поставки современного оборудования. Значительная часть моделей техники, производившейся в те годы на советских заводах, представляла собой копии либо модификации зарубежных аналогов (например, трактор «Фордзон», собиравшийся на Сталинградском тракторном заводе).

В феврале 1930 года между «Амторгом» и фирмой американского архитектора Альберта Кана был подписан договор, согласно которому она становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью 2 миллиарда долларов (около 250 миллиардов долларов в ценах нашего времени). Эта фирма обеспечила строительство более 500 промышленных объектов в СССР.

В Москве был открыт филиал «Альберт Кан Инк» под названием «Госпроектстрой». Его руководителем был Мориц Кан, брат главы компании. В нём работали 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тысячи советских сотрудников. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более 4 тысяч советских архитекторов, инженеров и техников, изучавших американский опыт. В Москве также работало Центральное бюро тяжёлого машиностроения (ЦБТМ) – филиал немецкой компании «Демаг».

Фирма Альберта Кана играла роль координатора, посредника между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания «Форд», строительный – американская компания «Остин». Строительство Первого государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы «РИВ».

Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, был изначально сооружён в США, затем размонтирован, перевезён в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Он был оснащён оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

Американский гидростроитель Хью Купер стал главным консультантом строительства Днепрогэса, гидротурбины для которого были закуплены у компаний «Дженерал электрик» и «Ньюпорт ньюс шипбилдинг».

Магнитогорский металлургический комбинат был спроектирован американской фирмой «Артур Г. МакКи энд Ко.», которая также осуществляла надзор над его строительством. Стандартная доменная печь для этого и всех остальных металлургических комбинатов периода индустриализации была разработана чикагской компанией «Фрейн энжиниринг Ко.».

В конце 1932 года было объявлено об успешном и досрочном, за четыре года и три месяца, выполнении первой пятилетки. Подводя её итоги, Сталин сообщил, что тяжёлая индустрия выполнила план на 108%. За период между 1 октября 1928 года и 1 января 1933 года основные фонды тяжёлой промышленности увеличились в 2,7 раза.

В своём докладе на XVII съезде ВКП(б) в январе 1934 года Сталин заключил перечисление главных итоговых показателей пятилетки словами: «Это значит, что страна наша стала, прочно и окончательно, индустриальной страной».

Результатом первых пятилеток стало развитие тяжёлой промышленности, благодаря чему прирост ВВП в течение 1928 – 1940 годов составил около 4,6% в год. Промышленное производство в период 1928 – 1937 годов выросло в 2,5 – 3,5 раза, то есть, на 10,5 – 16% в год. В частности, выпуск машинного оборудования увеличивался в среднем на 27,4% в год.

К 1940 году было построено около 9 тысяч новых заводов. К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость (в полных ставках) увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45% в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВВП. За период 1928 – 1937 годов вузы и техникумы подготовили около 2 миллионов специалистов. Были освоены многие новые технологии. Так, только в течение первой пятилетки был налажен выпуск синтетического каучука, мотоциклов, наручных часов, фотоаппаратов, экскаваторов, высокомарочного цемента и качественных сортов стали. Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые позиции. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения армии; за время первой пятилетки оборонные расходы выросли до 10,8% бюджета.

Это не могло не сказаться на уровне жизни, который заметно вырос. В 1936 году были отменены карточки, что сопровождалось повышением зарплат в промышленном секторе. Средний уровень потребления на душу населения в 1938 году был на 22% выше, чем в 1928-м.

Без осуществления политики индустриализации не была бы обеспечена политическая и экономическая независимость страны. Советскому Союзу удалось ликвидировать отсталость всего за 13 лет. Плодами индустриализации СССР, инфраструктурой и промышленной базой Россия пользуется до сих пор, несмотря на последние 20 лет деградации промышленности.

…Вот уж действительно, все познаётся в сравнении. И эффективность социально-экономического устройства, и действенность власти.

По материалам
сайта ЦК КПРФ


Информбюро

17.11.2015
Память
И НА ОБЛОМКАХ САМОВЛАСТЬЯ…

16.11.2015
День за днём
ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА

15.11.2015
Из первых уст
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВАШИ, ГОВОРЮ, УБОГИЕ…

14.11.2015
Вставайте!
ПРИЗЫВ ПОБЕДЫ

13.11.2015
День за днём
ВРЕМЯ, СОБЫТИЯ, ЛИЦА

12.11.2015
Зри в корень!
БЮДЖЕТ ОБНИЩАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ

11.11.2015
Умом Путию не понять…
СЕМЬ ПЯТНИЦ НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НЕДЕЛЕ

10.11.2015
С натуры
НЕ ПОДЛИЖЕШЬ – НЕ ПОЕДЕШЬ

09.11.2015
День за днём
ДЕЛА, СОБЫТИЯ, ЛИЦА

08.11.2015
Противостояние
СОЦИАЛИЗМ – СИЛА! КАПИТАЛИЗМ – МОГИЛА!

06.11.2015
Наперекор
ЭТИХ ДНЕЙ НЕ СМОЛКНЕТ СЛАВА!

06.11.2015
Во весь голос
В РОССИИ РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА!

06.11.2015
От всей души
ВПЕРЕД, ЗАРЕ НАВСТРЕЧУ!

05.11.2015
Пара слов без протокола
ГОРЕ БЕЗ УМА

05.11.2015
На повестке дня
НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ…

03.11.2015
Из первых уст
РАЗВИВАТЬ, А НЕ ВОРОВАТЬ! СТРОИТЬ, А НЕ РАСТАСКИВАТЬ!

02.11.2015
От всей души
СКОРБИМ

02.11.2015
Наперекор
НЕИЗБЕЖНОСТЬ

01.11.2015
Политпрос
СВЯЩЕННАЯ УКРАДЕННАЯ

01.11.2015
Горячая линия
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

31.10.2015
Позиция
СЕДИНА – В ГОЛОВУ, ПРАВИТЕЛЬСТВО – В РЕБРО

29.10.2015
Едят Россию
СЛОВО БЕЗ ДЕЛА

29.10.2015
Противостояние
ГЛУХО, КАК В ПАРТИИ ВЛАСТИ

28.10.2015
От всей души
С ДНЁМ КОМСОМОЛА!

26.10.2015
Пара слов без протокола…
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЧУДЕС

25.10.2015
Умом Путию не понять…
НЕ ВИНОВАТАЯ Я, ОН САМ ПРИНЕС!

24.10.2015
Познаётся в сравнении
ОПТИМИЗИРУЮТ ДО СМЕРТИ

22.10.2015
Горячая линия
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

22.10.2015
Без пиетета
БАНДИТИЗМ НЕВИДАННОГО РАЗМАХА

21.10.2015
Фас без прикрас
СКОЛЬКО ЛИБЕРАЛА НИ КОРМИ…

20.10.2015
Политпрос
ЛОЗУНГ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

19.10.2015
Партийная жизнь
О ЗАДАЧАХ ПАРТИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ
В 2016 ГОДУ

19.10.2015
Горячая линия
БЕЗ КРЫШИ ДОМА СВОЕГО

19.10.2015
Не пропустите!
ХОЧЕШЬ ЗНАТЬ – УМЕЙ ПРИСЛУШАТЬСЯ

18.10.2015
Из первых уст
ВЕРНЫМ КУРСОМ

17.10.2015
Прямая речь
СТАРЫЙ МИР, КАК ПЕС БЕЗРОДНЫЙ…

17.10.2015
Хочу спросить
КРИЗИС ПЛАН ДОКАЖЕТ

16.10.2015
Память
БЫЛИ ПРОРОКИ В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

15.10.2015
Между прочим
КОМУ ЗАКОН НЕ ПИСАН?

Все новости КПРФ и фракции...